(I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.).
Основным источником сведений о жизни К. является пространное Мученичество и чудеса святого Конона Исаврийского (BHG, N 2077) из Минология (Минеи-Четьи), изданного в 1934 г. Р. Траутманом и Р. Клостерманом по рукописи Vat. gr. 1669, X в. Текст также содержится в 3 др. списках: Vat. gr. 1629 (фрагмент), X в.; Vat. gr. 1256, XVI в., и Vat. Ottob. gr. 358, XVII в. Слав. перевод данной редакции, выполненный в Болгарии в X в., вошел в Супрасльский сборник XI в., в Волоколамскую Минею посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. № 595) и в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 50-57). Более краткое Житие и мученичество преподобного отца нашего Конона Исаврийского (BHG, N 2078) содержится в Императорском Минологии («Царская Минея») 1034-1041 гг., опубликованном В. В. Латышевым. В 1985 г. Ф. Алькен издал по рукописи Patm. 736, XIV в. еще одну дометафрастовскую пространную редакцию Жития К. (BHG, N 2079) с франц. переводом. В рукописи Vat. lat. 6188, XVI в. сохранился перевод на лат. язык греч. сказания о К., выполненный, вероятно, кард. Гульельмо Сирлети. Сохранилось 3 редакции Жития К. на груз. языке: под 5 марта - кименная (оригинальная) (Ath. Iver. georg. 8. Fol. 332-334v, X в.; НЦРГ. Н 341. Л. 604-610, XI в.; Bodl. 1. Fol. 2-5, XI в.; НЦРГ. S 139. Л. 625-627, XVIII-XIX вв.; Кут. 320. Л. 63-66 об., 1818 г.; также в агиографическом сборнике XVIII в. (Л. 56-59) в Цагерском краеведческом музее (Грузия)) и метафрастическая (расширенная) (Кут. 2. Л. 71 об.- 93, XVI в.); под 6 марта - синаксарное сказание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Patr. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.).
К. жил в апостольские времена и был родом из сел. Бедана близ Исаврополя (впосл. Леонтополь, ныне Бозкыр (Турция)). Незадолго до свадьбы ему явился арх. Михаил в образе мужа в светлых одеждах, он наставил юношу в истинной вере, крестил и приобщил Св. Таин. После бракосочетания К. убедил свою жену не вступать в супружеские отношения и стать христианкой. Отец К. Нестор также уверовал во Христа и впосл. претерпел мученическую кончину, обстоятельства к-рой неизвестны. В его честь был построен храм в сел. Диабана (в Императорском Минологии селение названо Месобедана). После смерти родителей и супруги К. жил один, подвизаясь в добродетелях. В сказании подчеркивается, что именно благодаря К. христианство распространилось в Исаврии. Так, многие обратились к истинной вере и крестились, после того как К. заставил статую Аполлона выйти из святилища и человеческим голосом объявить Христа единственным Богом. Пораженные чудом исаврийцы воскликнули: «Один Бог - Бог Конона, Он победил». Впосл. жители Исаврии ежегодно в день памяти К. совершали торжественное шествие к его дому, произнося те же слова. Святой совершал множество чудес: напр., он помог найти украденные богатства знатного горожанина и, т. о., освободить из-под стражи неповинных людей. К. имел особую силу над нечистыми духами: он избавил исаврийцев от беса, к-рому они приносили жертвы из-за страха претерпеть от него к.-л. вред. Др. нечистые духи по приказанию святого обрабатывали поля, защищали урожай от воров, а также охраняли самого К. от нападений разбойников и поношений нечестивых людей. Однажды, повинуясь К., бесы вернули вдове похищенного у нее волком младенца. Тех же демонов, к-рые не подчинялись святому и насылали на исаврийцев болезни, он изгнал за пределы страны, а нек-рых из них запер в 30 глиняных сосудах и закопал под своим домом.
В то время в область прибыл наместник Магн, чтобы преследовать христиан. За исповедание Христа он подверг ужасным мучениям и приказал казнить Нисия из сел. Сороб (пам. мч. Нисия отмечена под 27 февр. в нек-рых визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.), где говорится, что он был забит до смерти кнутами, и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596)). Затем Магн отправился в Бедану и арестовал К. На суде святой смело порицал языческих богов и проповедовал Христа, за что наместник приказал подвергнуть его пыткам. Узнав об этом, исаврийцы с оружием в руках поспешили на помощь к К., и Магн в страхе, что сам будет убит, бежал в Иконий, а К. не был казнен. Он прожил еще 2 года в своем селении и скончался в мире. Исаврийцы, решив построить на месте его дома церковь, нашли 30 глиняных сосудов. Думая, что в них золото и др. сокровища, они разбили один сосуд, и оттуда вышли 2 демона в виде ужасных вихрей, которые стали пугать местных жителей и вредить им. Лишь спустя много дней, проведенных в посте и молитве, исаврийцы избавились от этих нечистых духов.
По мнению Алькена, сказание о К. является агиографическим романом, что, однако, не умаляет интереса к источнику из-за оригинальности повествования. Исследователь считает, что автором был монах, живший при ц. во имя К. в Бедане и заботившийся о ее благосостоянии. В 30 глиняных сосудах, спрятанных под основанием церкви, в действительности могли храниться сокровища, однако, чтобы отпугнуть исаврийских разбойников, к-рые в то время были широко известны своими нападениями, автор придумал историю о заточенных там демонах (Halkin. 1935. P. 370-371).
В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) сохранились сведения о существовании мон-ря во имя К. в К-поле в кон. V в. (Ioan. Malal. Chron. P. 389). В нач. 532 г. монахи этой обители помогли укрыться от властей 2 инициаторам восстания «Ника» (Ibid. P. 473). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) говорится, что недалеко от обители К. находилась ц. мц. Пелагии (SynCP. Col. 119, 659), следов., в это время мон-рь еще действовал. По мнению Р. Жанена, обитель располагалась на возвышенности Касымпаша за Золотым Рогом (Janin. Églises et monastères. P. 283-284).
Вероятно, почитание К. было распространено и в Египте, о чем свидетельствует найденная в Абу-Мине ампула (евлогия) с надписью на греч. языке: «Святой абба Конон» - и с изображением святого, стоящего в молитвенной позе рядом с амфорой, что напоминает об эпизоде заключения бесов в 30 сосудах из сказания о К. Кроме того, в Египте были обнаружены 3 лампы с аналогичным посвящением, но без к.-л. дополнительных деталей (Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L'apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 128).
О почитании К. в Сирии, возможно, свидетельствует тот факт, что буд. имп. Льва III (717-741), происходившего из Германикии (ныне Кахраманмараш), первоначально звали Конон Исавр (Κόνων ὁ ῎Ισαυρος). Основными днями памяти К. в визант. традиции являются 5 марта (напр., Paris. gr. 1617, 1071; Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309) и 6 марта (Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 513-516) и Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.; MenolGraec // PG. 117. Col. 339-340)). Кроме того, его имя значится под 8 марта в Императорском Минологии, под 4 нояб.- в Минологии по рукописи. Vat. gr. 1669, а также, возможно, под 6 марта - в Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173). Краткое Житие К. было включено в краткую редакцию славяно-русского нестишного Пролога под 6 марта, в пространную редакцию - под 5 марта. В XIV в. Житие К. и посвященное ему двустишие были внесены под 5 марта в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. 2012. С. 18-20). В ВМЧ под этим же числом содержится Житие из нестишного и стишного Прологов, Исаврия названа здесь Асирией, а место рождения святого - с. Видаиса (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 44, 46). В зап. церковных календарях память К. не обозначена.
Существует гипотеза, отождествляющая К. и мч. Конона Градаря, к-рая основана на совпадении имен и дней памяти святых. Исследователи, поддерживающие эту т. зр., считают, что Нестор, отец К., и одноименный мученик, пострадавший, согласно Синаксарю К-польской ц. (пам. 28 февр.), при имп. Деции (249-251) и наместнике Пуплии в памфилийском г. Перга (SynCP. Col. 495), т. е. в то же время и в том же регионе, что и Конон Градарь,- одно и то же лицо. Но в редакции сказания о К., изданной Алькеном, присутствует разграничение 3 мучеников: в предисловии рассказывается о Кононе Градаре и еще об одном Кононе Исаврийском, пострадавшем при имп. Аврелиане (270-275).
В древнем Иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память К. отмечается 5 июня; назначается общее последование мученикам (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. T. 2. P. 14).
В Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память К. совершается 6 марта (служба подробно не описана) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 242).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, К. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, память К. отмечается 5 марта; богослужебное последование К. содержит минимальный набор песнопений: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа авторства Иосифа Песнописца, цикл стихир-подобнов и седален (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423).
Согласно древнейшим сохранившимся редакциям Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., память К. совершается 5 марта; назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» (см.: Lossky. Typicon. P. 195). Такие же указания содержатся в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. в день памяти К. 5 марта также назначается служба с «Аллилуия», однако, если этот день придется на субботу, следует совершать службу с пением на утрене «Бог Господь», для чего указывается отпустительный тропарь К. 4-го гласа также в Типиконе 1610 г. отмечены кондак К. 3-го гласа канон 6-го гласа, цикл стихир-подобнов и седален. В Типиконе 1633 г. память К. отмечается 4 марта; указаны только отпустительный тропарь и кондак. В пореформенных изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. память К. отмечается 5 марта, назначается служба с «Аллилуия», указан кондак.
Последование К., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа (только в рус.- см.: Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 143), кондак 3-го гласа (Там же. С. 146); каноны: в греч. Минее - анонимный канон с акростихом ῾Ο καλλίνικος Μάρτυς ὑμνείσθω Κόνων (Торжествующий мученик да воспоется Конон) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Τῷ Σωτῆρι Θεῷ̇ ( ), нач.: ῾Ο καλλίνικος νῦν Μάρτυς ὑμνείσθω Κόνων (Торжествующий ныне мученик да воспоется Конон); в рус. Минее - канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом ῾Υμνῶ Κόνωνα μάρτυρα στεφηφόρον. ᾿Ιωσήφ (Пою Конона, мученика венценосного. Иосифов) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ ( ), нач.: ῾Υμνολογίαις σε θείαις ( ) (греч. оригинал этого канона содержится в рукописях - см.: AHG. T. 7. P. 70-78); цикл стихир-подобнов и седален (разные в греч. и рус. Минеях). В груз. традиции сохранилась служба К., написанная прп. Иоанном Дамаскином и в XI в. переведенная на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Hieros. Patr. georg. 124. Fol. 129, XI-XII вв.). Служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа и прокимен (Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 399).
По рукописям известен не вошедший в совр. богослужебные книги кондак К. 4-го гласа ῾Εωσφόρον μέγαν̇ (Звезду утреннюю великую...) с икосом (Амфилохий. Кондакарий. С. 104).
Идентификация К. не всегда представляется возможной, т. к. под 5 марта почитается также соименник святого - мч. Конон Градарь, а на 6 марта приходится память прмч. Конона Иконийского.
Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - не различает святых с этим именем, сообщая под 5 марта, что Конона изображают старцем (Ерминия Д. Ф. Ч. 3. § 22. С. 208). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) имеется отдельное описание облика К., согласно которому он «подобием стар, мало сед, брада поменьше Иоанна Богослова, власы кратки, мало трехавы, в двух ризах; нецыи пишут, беса мучит» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). В более позднем пособии для иконописцев, составленном В. Д. Фартусовым, К. также описывается «глубоким старцем греческого типа, исчерна седым, с небольшою бородой, волосы немного ниже ушей и кудреваты», облаченным «в небогатую тунику и плащ»; там же указывается, что святому можно «писать хартию» с 3 вариантами изречений, в к-рых подчеркивается исповеднический характер его подвига («Тужаше и скорбяше зело, тако не даша ему до конца пострадати, желаше бо умрети в муках за Христа своего») и добродетель девства («Нача поучати девицу хранению девства и жития чистоаго, с верою во Христа Истиннаго Бга, сказуя, тако Той светъ есть немерцающъй, деяния же плотская и еллинская нечестивая вера, тьма суть») (Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 201).
Самый ранний памятник с изображением К. отражает упомянутую в рус. иконописном подлиннике иконографию эпизода Жития святого - заключение им в глиняные сосуды бесов. Этот сюжет запечатлен на обнаруженной в Абу-Мина (Египет) евлогии с греч. надписью: «Святой абба Конон». К. изображен в рост в молитвенной позе, рядом с ним - сосуд с «запечатанными в нем» нечистыми духами (Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte: des Byzantins aux Abbassides: L'apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 128).
Наиболее убедительной представляется атрибуция образа святого в настенном минологии ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (ок. 1350). На левом откосе окна на юж. стене юж. нефа под 5 марта помещено поясное изображение К. (подпись: ( ) см.: Миjовић. Менолог. С. 334. Схема 43 на с. 321). Идентификация К. возможна благодаря помещенному рядом (под 6 марта) образу мч. Конона Градаря в мучении: ему забивают гвозди в стопы, о чем известно из его Жития. Молитвенная поза коленопреклоненного св. Конона в настенном минологии ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец (1334-1343; под 5 марта) может также рассматриваться как указание на исповеднический подвиг К. (возможен также вариант изображения стоящего на коленях мч. Конона Градаря, в ступни к-рого были вбиты гвозди; др. предположительные изображения К. см. также в ст. Конон Градарь).
Исповеднический аспект иконографии К. подчеркнут на минейной иконе «Избранные святые, святцы на март» (XVI в., ГЭ, север России; мученик представлен с крестом в правой руке, левая покрыта; в длинном красном одеянии со светлой каймой по подолу и в светлом плаще, застегнутом у ворота), а также в настенной росписи Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря Костромской епархии (2004, худож. А. В. Алёшин; оплечно в медальоне, окруженном растительными побегами, как средовек с недлинными бородой и волосами, с крестом в правой руке, в лиловом хитоне с оторочкой у ворота, в красно-коричневом гиматии).
На иконе кон. XVIII в. «Святые бессребреники и чудотворцы Спиридон, Алексий Человек Божий, Косма и Дамиан, Мина, Конон Исаврийский, Кир и Иоанн, неизвестный преподобный, Пелагия, Татиана, неизвестный святой» (32×27 см; Россия, частное собрание) К. (с подписью) показан в 3/4-ном повороте обращенным в молении к образу «Покров Пресв. Богородицы», размещенному в верхней части средника. У К. длинные седые волосы, средней длины борода, одет в красно-коричневый хитон и охристый плащ.